news Post
Friday, 22 July 2022

Расширение транспортных коридоров – залог достижения целей устойчивого развития

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- 21 июня на четвёртой встрече глав государств Центральной Азии Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в очередной раз подчеркнул важность продвижения в регионе альтернативных транспортных коридоров для выхода на рынки Индии, Пакистана и Китая.

Все страны Центральной Азии не имеют прямого выхода к Мировому океану, в связи с чем сталкиваются с высокими транспортными затратами на перевозку, поэтому Узбекистан постоянно выступает с инициативой развития в регионе разветвлённой и надёжно функционирующей сети международных транспортных коридоров с выходом на морские и океанские порты.

Узбекистан, задолго до начала современных кризисных явлений начал выдвигать инициативу об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, которую единогласно поддержало всё мировое сообщество.

Важными итогами этих усилий стали Ташкентская международная конференция высокого уровня региональной взаимосвязанности в июле 2021 года, в работе которой приняли участие представители более 40 стран, авторитетных международных и региональных организаций, финансовых структур.

Важным достижением стала единогласное принятие Генеральной Ассамблеей ООН разработанной по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.

Инициативу о принятии этой резолюции и закреплении в ней общих подходов, основных принципов и направлений диалога между регионами Центральной и Южной Азии глава нашего государства выдвинул в ходе вышеупомянутой Ташкентской конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».

Одно из приоритетных направлений развития взаимосвязанности между регионами Центральной и Южной Азии – это налаживание транспортной инфраструктуры, которая способствует расширению торгово-экономических связей и росту благосостояния народов.

Сегодня, активно продвигаются вопросы запуска и обеспечения эффективного функционирования нового мультимодального транспортного коридора Китай–Кыргызстан–Узбекистан с перспективой экспорта грузов в западном и южном направлениях.

Также в числе масштабных проектов взаимосвязанности выступает инициатива строительства железной дороги «Термез – Мазари-Шари – Кабул – Пешавар», транзитный потенциал которой составляет 20 млн тонн в год.

Данный маршрут привлекателен тем, что он не только не противоречит большинству других железнодорожных проектов в регионах Центральной и Южной Азии, а наоборот отлично сочетается с ними.

В случае реализации проекта Узбекистан и другие страны Центральной Азии получат выходы к пакистанским портам на побережье Аравийского моря, а данный маршрут станет самым коротким и дешёвым путём к рынкам Южной Азии. Сроки доставки грузов из Пакистана в Узбекистан сократятся с 35 до 4-5 дней.

Следует отметить, что основным драйвером развития торгово-экономических связей между странами во все времена являлось наличие транспортно-коммуникационной взаимосвязанности и экспертное сообщество стран Центральной Азии уже наладили конструктивный диалог в рамках Регионального Центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, созданного на основе предложения, выдвинутого Президентом Республики Узбекистан в ходе третьей Консультативной встречи в Туркменистане в августе 2021 года.

Инициатива Узбекистана по налаживанию в регионе альтернативных транспортных коридоров, с привязкой действующей инфраструктуре будет иметь мультипликативный эффект и позволит создать в регионе полноценные зоны приграничной торговли, сети оптово-распределительных центров, новые рабочие места.

Арес Баязитов – главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии.

Источник: https://www.uzdaily.uz